Вампиры: от фольклора к Фрейду
Поп-культура значительно изменила облик вампира за последние два столетия. В целом, создатели фантастики про вампиров действуют не в вакууме, а вносят новшества в верования и сказки, которые существовали ранее. Эти новшества являются в значительной степени причиной расхождения между современными вымышленными вампирами и их фольклорными предшественниками. И все же, не смотря на то, что современные вампиры поп-культуры так значительно изменились по сравнению с их фольклорными предками, тем не менее, существуют определенные ключевые элементы, которые остаются в центре этого неотразимого архетипа.
Образ вампира, который нам знаком сегодня, берет свое начало в фольклоре Восточной Европы, а отчасти верования в таких вампиров живы в деревнях и по настоящее время. Вампиры из фольклора, однако, не похожи на бледного, элегантного, воспламеняющего сердца поклонников поп-культуры влюбленного вампира. Фольклорные вампиры – восставшие трупы. Они, как правило, неприятные существа, и многие из их отличительных особенностей прямо противоречат образу стройного и сексуального вампира, которого можно увидеть в таких картинах, как «Настоящая кровь».
Один из греческих типов вампиров, вриколакас, получил свое название от слова, означающего "барабан", и это слово было вообще применимо ко всем вампирам, потому что считалось, что они питались в своих могилах высасывая по ночам кровь из жертв в ночи, становясь крупнее и распухая в гробах. Мифические вампиры также часто описываются как красные, а не бледные, потому что считалось, что они краснеют и становятся румяными питаясь только кровью («красный как вампир» среди кашубов ходила поговорка для обозначения пьяницы – на это ссылаются Мелтон, Перковски, и др).
Несмотря на многие различия между фольклорными вампирами и вампирами современной поп-культуры, тем не менее, существуют некоторые поразительные сходства. Одним из примечательных сходств, является связь между вампиром и сексом. Каким бы непривлекательным ни был фольклорный вампир, сексуальный элемент, тем не менее, присутствует во многих сказках. Часто упоминалось, что мертвые любовники возвращались с визитом к своим супругам и любовникам, изматывая их с сексом с ночи до утра (так предположительно произошли дампиры).
Считалось, что эти сексуальные вампиры, кроме того, что сосать кровь из своих жертв, также, в буквальном смысле слова, любили до смерти своих супругов, по ночам старались забрать их с собой, пока те не следовали за вампиром в могилу. Другой сексуальный элемент содержится в нескольких официальных отчетах составленных по эксгумированным трупам, подозреваемых в вампиризме. Трупы мужчин вампиров были целым и нетленным в могиле, а также, по описанию, имели сильную эрекцию (это набухание, являющееся естественным следствием разложения, но в то время люди об этом не знали). Таким образом, секс и смерть переплетаются в мифах о вампирах от самых корней.
Как только вампир перекочевал из фольклора Восточной Европы в литературу Западной Европы, тема секса и смерти наполняла идеи авторов снова и снова. Часто мифический вампир используется как метафора для незаконных форм сексуальности: от господства и подчинения, садо-мазохизма, гомосексуализма до более ужасных случаев, грубого секса против желания жертвы (в объемах прослеживается психодинамика из-за того, что для большинства вампиров, голод и возбуждение одно и то же).
Вампир, такой, каким мы видим его в фильме, неизбежно фрейдистский образ: когда он возбуждается, его клыки вырастают длинными и крепкими, и ними, он пронизывает свою жертву (или своего любовника), происходит обмен жидкостями, а иногда и заражение или деторождение. Вампирский голод крови сексуализированно является типом похоти, острой потребностью, которая возникает у него, когда он (или она) обращает взгляд на объект желания. Гомосексуализм, бисексуальность, и пансексуальность - направления, в которых можно свободно рассмотреть штамп вампира, потому что потребности вампира направлены на то, что находится в каждом независимо от пола или ориентации: кровь.
Наконец, позвольте мне сказать вот что: вампир, который берет начало в фольклоре, во многом был олицетворением первобытного страха, что есть живые среди мертвых. Как только вампир перешел из фольклора в фантастику, этот образ был изменен и стал олицетворением темного зеркала человечества. Он представляет собой все эти запрещенные желания, которые большинство из нас тайно жаждут: вечную молодость, вечную жизнь, нечеловеческую силу, и раскованную сексуальность. Как только мы поймем вампира на таких условиях, становится совершенно очевидно, почему это страшное существо ночи имеет такую продолжительную привлекательность.
Автор: Michelle Belanger.
Источник: twilightpath.wordpress.com
Перевод: Ларс.
(собственность vampirecommunity.ru)
[Наверх]