Интервью с доктором Дж. Уильямсом

Доктор Дж. Уильямс имеет степень Магистра социальной работы, Магистра естественных наук Университета Юты, степень Доктора философии, а также состоит в постдокторском товариществе Университета Альберты. Он имеет междисциплинарное образование: его опыт работы включает области досуга, сексологии, социальной работы и криминологии.

Док. Уильямс - социальный работник, мыслитель постмодернизма, креативный боди-модификатор, приверженец секс-позитивной идеологии и ведущий эксперт в области досуга. Он проводил международные лекции и выступал консультантом бизнес-организаций, органов правопорядка и умственного здоровья. Он также был членом факультета Университета Айдахо и Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.

Ваш веб-сайт называется "Девиантный досуг". Не могли бы вы рассказать, что это такое и какую роль девиантный досуг играет в вашей повседневной жизни?
Термин "девиантный досуг" происходит из области наук о досуге, которые, в свою очередь, основываются на социологии и социальной психологии. Концепция "досуга" настолько сложна, что учёные не могут сойтись во мнении, какое определение лучше. Досуг, очевидно, имеет временное измерение (множество людей приравнивают досугу "свободное время", но досуг можно также осмысливать как деятельность, окружение и/или внутренние (психологические) переживания. Учёные соглашаются, что автономия и значительная мотивация - неотъемлемые свойства досуга. Досуг также связан со многими полезными психологическими явлениями (например, расслабление, ощущение свободы, удовольствия, приключения и т.д.)).

В самом простом определении, "девиантный" значит отличный или отклоняющийся от норм. Получается, что девиантный досуг - это времяпрепровождение, немного отличающееся от общепринятого досуга большинства. Конечно, с точки зрения социологии и психологии, определение девиантности сложнее. Так, девиантность и девиантный досуг часто рассматриваются как нечто неэтичное или проблемное. Большинство современных учёных сосредотачивается на рассмотрении негативного культурного и исторического опыта, который понимается как проявление девиантности. Как и любой другой образ поведения, девиантный досуг можно рассматривать как здоровый или нездоровый, что-то среднее между ними, или оба сразу, в зависимости от ситуации. Девиантный досуг для меня - явление важное и интересное, оно часто является примером креативности и веселья (а это очень важно для людей), а ещё девиантный досуг может быть таким сложным!

Как и когда вы впервые решили посвятить себя теме девиантного досуга? Насколько успешны были ваши усилия, направленные на образование общественности?
Я начал заниматься девиантным досугом, когда получал докторскую степень с 2001 по 2004 в университете Альберты. В ходе моих исследований я обнаружил то, что нормальный, здоровый досуг, иногда вплетается в циклическую модель преступности и способствует ей. Для преступника положительный досуг в неудачное время в течение цикла, похоже, имеет негативные последствия. Например, вместо того, чтобы уменьшить переживания, которые могут привести к рецидиву и преступлению (подходящее место для отдыха), обыкновенный отдых может помочь преступнику смешаться с большинством и таким образом остаться незаметным (досуг в этой точке цикла способствует росту преступности).

Позже в моих исследованиях я понял, что несмотря на то, что множество форм девиантного досуга, включая согласованный садомазохизм, обычно считаются проблемными, они могут быть как здоровыми, так и этичными, обеспечивая важные физические, психологические и социальные пользы для своих участников. Через подобный опыт участники могут безопасно выражать различные образы, вырабатывать доверие и личные отношения, а также успешно противостоять личным наклонностям и страхам и преодолевать их. В общем, нормальный досуг иногда может быть нездоровым и проблемным, а девиантный - здоровым!

Я думаю, очень важно донести до широкой общественности, специалистов и каждого из нас область и возможности девиантного досуга, чтобы можно было рассматривать различные действия и поведение более серьёзно. В последнее время к моей работе проявляют большой интерес, и похоже что эта проблема находит отклик как в научных, так и ненаучных кругах. И конечно, нам всё ещё предстоит провести большую работу!

Насколько большое влияние, по вашему мнению, оказывает мифология на самоопределяющихся вампиров? Не усложняет ли это поиск общего языка между вампирами и внешним миром на общественном уровне?
Я думаю, мифология оказывает огромное влияние на всех людей, включая самоопределяющихся вампиров. В широком смысле, можно поспорить с тем что все убеждения и взгляды в той или иной степени растут из мифов. Можно пойти гораздо дальше: сторонники постмодернизма и постструктурализма напоминают нам, что все мнения и явления находятся внутри социальных, исторических, культурных, политических контекстов и обусловлены ими. Часто меня спрашивают, особенно представители средств информации, о научной достоверности вампиризма. Другими словами, неспециалисты хотят знать, существует вампиризм (на самом деле) или нет. С обращениями такого рода к любому серьёзному собеседнику существует несколько значительных проблем. Например, мы не можем выйти за рамки нашего восприятия, чтобы ощутить, что чувствует и испытывает другой человек. Это не просто проблема, а большая проблема! Таким образом, мы ничего не можем знать точно. Мы используем язык, чтобы узнавать и понимать, но сейчас является вопросом, насколько точно язык соответствует в какой-то мере внешней, объективной реальности. Кроме того, для научных диалогов мы говорим и пишем в третьем лице и создаём тем самым видимость объективности и отделённости, однако сами же остаёмся связанными с исследованием на каждом его шаге. Более того, учёные предупреждают что язык и общение, даже в строгой научной беседе, полны незамеченных метафор.

Например, несколько метафор от Лаурелла Ричардсона (Laurel Richardson):
На чём основана ваша теория?
Ваша позиция неустойчива.
Давайте составим аргумент.
Ваша теория нуждается в поддержке.
Учитывая вашу систему взглядов, неудивительно, что ваш аргумент оказался несостоятельным.


Учитывая вышеизложенные философские и методологические вопросы, меня больше волнует то, как люди приходят к пониманию себя и других, и, в конечном счете, как мы затем относимся друг к другу как человек к человеку, основываясь на различных социальных и культурных предрассудках. По-моему, все стереотипы отражены в историях. Научные и реалистические предрассудки очень важны и несут полезную информацию, но они не определяющие. К тому же, я думаю что собственные личные истории людей чрезвычайно важны. Когда люди из разных слоев и разного положения делятся историями, кажется, что между людьми появляется понимание, полное сострадания. Личные истории объединяют людей.

Вы сказали, "знаете ли вы об этом или нет, но, возможно, кто-то, кого вы знаете, является вампиром... и этот вампир, возможно, воспитанный, порядочный и законопослушный гражданин." Как вы думаете, какой первый шаг нужно сделать для того, чтобы повысить осведомленность людей о настоящих вампирах?
Рассказывать свои истории очень важно. Настоящие вампиры - это люди, и все люди имеют много общего. Я думаю, полезно сосредоточиться на наших сходствах, а не различиях. У нас те же самые проблемы и вопросы, такие, как оплата счетов, работа, проведение времени с семьей, физическая активность. Как говорил Гарри Стэк Салливан, "мы все скорее люди, чем наоборот".

На getfanged.com нас очень заинтересовал ваш текущий научный проект, который "разрушит ложное представление и стереотипы о самоопределившихся вампирах в контексте профессиональной помощи (социальная работа, консультации, психотерапия и т.д.)". Расскажете нам побольше? Как вы думаете, какое влияние будет иметь проект, когда он будет закончен?
Люди часто делят поступки и поведение на две категории - «нормальные» и «девиантные», хотя эти два понятия тесно переплетаются. Различие между нормальным и девиантным создано искусственно, и кажется, что это различие усиливается благодаря социальным стереотипам, которые зачастую остаются незамеченными. Другими словами, вещи изначально не настолько нормальны или неприемлемы, какими их делает общество. Наш проект будет исследовать разные аспекты вампиризма, которые обычно считаются чрезвычайно «ненормальными», а некоторым людям кажутся и вовсе омерзительными (например, употребление крови сангвинарами). Мы разберемся, почему эти аспекты вампиризма считаются отклонением от нормы, одновременно ссылаясь на примеры очень схожих «нормальных» поступков, которые остались незамеченными. Мы также собираемся связать наш анализ с профессиональными ценностями социальной работы (например, непохожесть людей друг на друга, самоопределение, социальная справедливость, важность человеческих взаимоотношений, и т.д.). Я считаю, что оформление проекта в таком виде очень актуально, к тому же это расширит научную и профессиональную аудиторию наших читателей и увеличит потенциальный эффект нашей работы. Наша цель – дальнейшее размывание границ между нормальным и ненормальным, а также предоставление убедительного научного анализа, на который смогут опираться наши читатели. Когда искусственная разница между нормальным и девиантным будет стерта, мы все станем людьми!

Почему вы думаете, что ограниченность морального восприятия и суждений имеет такое важное значение в обществе? Вы когда-нибудь представляли себе, что этого всего нет, а люди оценивают друг друга более справедливо, исходя из заслуг, навыков, достижений, а не стиля жизни? Если так, то как мы сможем до этого дойти?
Это важный и сложный вопрос! Философ и ученый Пол Фейерабенд написал книгу под названием "Завоевание изобилия: Абстракция против богатства бытия". Фейерабенд был восхищен материальным и культурным изобилием, которое есть везде! Наши реалии полны тайн и бесконечных сложностей! Различные обобщающие оценки и мнения (история культуры и социальная история), которые мы, люди, выдвигаем для объяснения тайн и загадок, служат для того, чтобы открыть нам смысл и показать структуру. Людям слишком сложно признать, что, похоже, мы застряли в своих собственных умах (и субъективных реальностях), и в это же время есть бесконечные возможности, но нет определенности.

Большинству из нас нравятся система, порядок, предсказуемость, которые уменьшают страх перед тайнами и широкими возможностями. Различные социальные и культурные легенды и мифы, которые мы создаем, включают те, которые уходят корнями в науку и религию, дарят нам ограниченное объяснение, которое мы в состоянии психологически усвоить и переварить (что очень полезно), и эти объяснения уменьшают страх перед необъятной неизвестностью (что защищает психику, но может быть и не так полезно). Я считаю, что именно это и есть причина, по которой множество людей довольствуется популярными легендами и мифами, частью которых они уже и являются.

Моя точка зрения насчет всего этого состоит в том, что моральное восприятие и суждение, по всей видимости, укоренилось в популярных и прочно закрепившихся общественных и культурных обобщающих оценках. Я думаю, что мы живем в то время, когда разнообразие все больше приветствуется, и мы надеемся, что так пойдет и дальше. Как бы то ни было, я думаю, что через некоторое время для большого числа людей станет сложно сопротивляться доминирующей культурной и социальной истории, которая обобщает и пытается упорядочить. Это сложно преодолеть!

Как вы думаете, каков ключ к счастливой и успешной жизни? Какова самая большая ошибка человечества, по вашему мнению?
Я придумал футболку с надписью “FeyeraBEND YOUR MIND!” (игра слов и фамилии философа - прим. пер). Моих студентов это всегда интригует. Фейерабенд был замечательным мечтателем. Он был вдумчивым, креативным, и у него было отличное чувство юмора (остроумный сарказм!). Он абсолютно не стеснялся говорить о том, во что он верил. Казалось, он ценил огромное количество взглядов и мнений, и тем самым оправдывал разные точки зрения. Он был не похож на других, и эта непохожесть приносила новые способы осмысления. Для меня (вдохновленного Фейерабендом) счастье и успех связаны с умением ценить все взгляды и мнения, и с умением наслаждаться обществом людей вокруг нас, нашими отношениями с ними и опытом общения. Счастье и успех связаны с пониманием и состраданием к людям, без страха говорить то, что мы думаем и быть теми, кем хотим быть.

Как наши люди могут поддержать вас и ваше предстоящее исследование?
Исаак Ньютон однажды сказал, что люди "построили слишком много стен и слишком мало мостов". Так что я думаю, мы все можем попытаться быть немного более сострадающими и понимающими в общении с нашими человеческими собратьями. В частности, на ресурсе Fangbook есть несколько потенциальных возможностей для пользователей быть полезными. Я собираюсь провести несколько исследований, касающихся необычных видов досуга и/или вампиров, и, возможно, в какой-то момент мне понадобится больше участников или доступ к информации, и т.д. Конечно, если кто-нибудь из Fangbook планирует получить степень в области социальной работы или социологии, стоит учитывать возможность посещения Университета штата Айдахо и работы с нами напрямую! Здесь мы разрабатываем кое-какие креативные проекты! Или, если вы считаете. что моя работа полезна, порекомендуйте ее тем, кто может заинтересоваться. Наконец, мы хотим поблагодарить Fangbook за вашу поддержку моих попыток! Мне нравятся ваши цели и я многим рекомендую Fangbook!

Итак, почему вас увлекла эта тема?
Мне нравится смотреть, как пользователи getfanged.com (интернет-ресурс для людей с паранормальными убеждениями, а также авторов, музыкантов, исследователей и т.д. - прим. пер.) и члены сообщества вампиров работают вместе и поддерживают друг друга. Я в восторге от того огромного интереса мейнстрима и желание понять замечательных и креативных людей с такими безопасными "девиантными" увлечениями (в их прекрасном многообразии). Людям любопытно, и многие все больше хотят обсуждать альтернативные возможности. Чем больше мы, этически девиантные люди, работаем вместе для помощи в образовании, тем быстрее могут произойти большие изменения!


Автор: GetFanged.
Источник: vcmb.org


Перевод: nk14 и VooDoo.
Редактирование: DarkFess, EnergoSanga.
(собственность vampirecommunity.ru)



[Наверх]