Создание живого ритуала
Дом Kheperu имеет целый ряд обрядов и ритуалов, которые мы проводим, в основном, чтобы отметить прохождение наших членов от одной ступени посвящения к другой. Примеры таких ритуалов вы можете увидеть на нашей странице, посвящённой ритуалам, но вам важно иметь в виду, что ритуалы, которые там появляются, не совсем те, которые исполняются в нашем кругу. Мы не хотим вводить вас в заблуждение напечатанными там обрядами. Описывая ритуалы, мы пытаемся передать общую атмосферу. Наши обряды и ритуалы меняются каждый раз, когда мы их выполняем. Мы можем записать общую суть ритуала, но мы не можем передать то, что реально происходит там. Хороший обряд – это живой ритуал. Это то, что происходит в данный момент и построено на энергии и личностях, участвующих в нём. Человек, который выполняет ведущую роль в ритуале, добавляет в него свой индивидуальный штрих. Так же влияет на ритуал и его формулировку и человек, для которого он проводится. И каждый человек, каждый зритель, который не принимает непосредственного участия в действиях, а только служит свидетелем и наблюдателем, добавляют своё тонкое воздействие. И результат ритуала является полностью уникальным для определённого момента времени и для людей, участвующих в нём. Это имеет мощный и очень глубокий смысл для всех участников. Нельзя просто записать слова, которые говорятся в подобных ритуалах. Слова приходят сами. Мы можем только записать базовую основу, для того, чтобы знать, чего предполагается достичь. Запись служит в качестве ориентира, с которым должен быть знаком священник, проводящий ритуал. В остальном он импровизирует, решая, что приемлемо, а что нет, на чём нужно сосредоточиться, что отпустить, а что изменить, чтобы обряд имел максимальное воздействие и значение для всех участников. Но, даже изменяя что-то, священник должен поддерживать общую непрерывность ритуала и подвести его к логическому завершению.
Я называю это живым ритуалом. Он очень похож на импровизированную театральную постановку и применяется только в ритуальной обстановке. Это не самый простой ритуал для выполнения, потому что там имеется много изменений, которые используются только во время проведения ритуала, и не всегда есть сценарий, на который можно опереться. Для выполнения священник должен иметь отличное чувство времени и иметь способность оценивать потенциал каждого человека. Он должен знать многое об эмоциональных реакциях людей и знать, как они поведут себя во время ритуала. Он должен знать, какие символы и фразы являются значимыми не только для конкретного человека, но и для группы в целом, и он должен знать, как манипулировать этим для достижения максимального эффекта. Театральные декорации, безусловно, помогают. Ритуал ничего не значит, если он не влияет на нас на очень глубоком уровне. Каждый, кто участвует в ритуале, должен знать, что будет затронуто в процессе, а так же, какой вклад он сможет внести, чтобы придать значимости ритуалу. Группа становится единым целым, открывая для себя более глубокий опыт, духовное откровение и эмоции, и священник, проводящий ритуал, несёт ответственность за это, и должен понимать, как и в каком направлении руководить ритуалом.
Всё это звучит так, как будто ритуал похож на некую психодраму. Но это только со стороны. Наши собственные театральные традиции пришли к нам не от театров, которые должны были просто развлекать, а из греческой традиции драматического ритуала, таинство которого отмечалось ежегодно. Театр и ритуал всегда шли рука об руку. Театр до сих пор оказывает феноменальное влияние на психическое и эмоциональное состояние зрителей, не говоря уж о тех, кто участвует в спектакле. Почему этот мощный психологический инструмент используется только для отдыха, когда на самом деле он может иметь более глубокий духовный отклик наблюдателей и участников?
Ритуал выходит за грань нашей обыденной жизни и переносит нас во что-то более глубокое. Подумайте о том, как вы смотрите кино. Вы забываете своё неверие и следите за ходом фильма, испытаниями и победами, радостями и страхами, и то, что происходит на экране, становится, по крайней мере, на некоторое время, более реальным, чем ваша собственная жизнь. Вы собираетесь жить в течение двух часов этой картиной и будете уходить с чувством, как будто с вами действительно произошли эти события. Это происходит с нами на очень глубоком уровне. И в ритуале мы не просто открываем новое пространство для отдыха. Мы вступаем в одно общее пространство с теми, кто очень важен для нас, чтобы отпраздновать вместе с ними появление новых важных идей и стремление, которое, как нам кажется, является священным для нас. Нет более мощного и более личного опыта, чем опыт такого рода.
Итак, вы видите, что священник выполняющий ритуал, несёт за него очень большую ответственность. Он должен не только знать, но и чувствовать другое пространство, и также он должен поддерживать обострённое чувство реальности каждого отдельного человека, проходящего ритуал. Это требует огромного участия и харизмы с его стороны, а также глубокого понимания групповой энергетической работы с помощью фокусировки на ней всего своего внимания, потому что нельзя останавливать процесс на полпути. Ритуал Жизни – это прямой интенсивный и непосредственный опыт. Это не только очень личный ритуал, но ещё очень персонализированный. Именно поэтому он должен меняться время от времени, когда возникает потребность в этих изменениях, и поэтому даже если база и общая цель ритуала остаются теми же, он не может быть повторен в точности.
Советы по созданию живого ритуала
Итак, вы решили описать живой ритуал? Но мы обнаружили, что для начала вы должны выбросить из головы мысли о том, что ритуал будет выглядеть полностью, как на странице книги. Там просто используется изящный способ записать один из таких ритуалов, на случай, если вы соберетесь переписать его полностью, посчитав, что это особый обряд. Если же вы перепишите ещё один, вы скорее будете больше похожи на коллекционера черновых заметок (возможно даже с диаграммами и несколькими отдельными диалогами), надеясь сохранить подобие формулировки фактического обряда.
Получается хаос? Конечно, так происходит, потому что так и должно быть. Вы должны быть достаточно аккуратными для упорядочивания природного хаоса, который неизбежно будет возникать. Вы не нуждаетесь в статичном сценарии, если собираетесь совершить истинно живой ритуал. Всё, что вам нужно, это рамки, на которые вы сможете опираться, когда будете проводить ритуал. Эта основа должны быть гибкой, но также иметь достаточно стабильные параметры, чтобы у вас было чёткое начало, середина и конец. Всё, что будет в промежутках, действительно будет зависеть от того, чего вы хотите достичь, от того, сколько людей будет участвовать, и по поводу чего будет проводиться обряд. Также необходимо выбрать символы и язык, чтобы достичь максимальной отдачи от обряда. Как правило, начало ритуала отмечается двумя вещами: целью создания Сообщества и установлением цели ритуала. Эти две части могут быть неотъемлемой частью той же речи, которая открывает ритуал, хотя это не всегда должно быть именно так. Также это может быть освещено и в середине ритуала, на пике всего действа. Это координационный центр процесса, где главная цель обряда достигает кульминации, и откуда можно начать движение к его завершению. Как правило, это отмечается некоторыми действиями, которые обозначают кульминацию. Священник, проводящий ритуал, сам предлагает толкование или объяснение того, что именно важно для сообщества. Он проводит индивидуальную кульминацию и делает так, чтобы она была уместна на уровне всего сообщества. Это точка, где даже наблюдатели, присутствующие на ритуале, имеют значение.
Освещение целей создания сообщества происходит в молитве, которая охватывает основные убеждения, являющиеся общими для сообщества. Это базовые убеждения личности сообщества. Они являются раствором, который держит всех отдельных членов вместе, и они являются причиной того, почему каждый принимает решение участвовать в этом обряде и поделиться чем-то особенным со всеми.
Создание цели обычно принимает форму провозглашения. Ритуальный священник объясняет собравшимся, почему они собрались вместе. Если проводящийся ритуал сфокусирован на одном человеке, например, как обряд посвящения, то это лицо будет центром действия и в дальнейшем. Многое (техника исполнения и символы) может варьироваться в зависимости от цели ритуала. Но, в общем, всё действие всегда движется к кульминационному моменту. Это действие включает в себя устную речь ведущего священника, а остальные только реагируют на его речь. Действие ритуала может происходить с принятием обетов и передачи чаши с вином. Не редко это просто общение: реальное физическое действие идёт параллельно с диалогом, который передаёт идеи и убеждения, и всё это имеет очень мощный эффект. Таким образом, ритуальное действо становится цельным. Обычно кульминация происходит именно тогда, когда происходит действие.
С точки зрения ритуального действа есть основной диалог, который интерпретирует и объясняет то, что происходит. Это могут быть слова благословения или напутствия, песня или что-то другое, но главное, что это определённое действие имеет конкретный индивидуальный смысл для всех присутствующих. Открытие ритуала начинается с того, что объединяет группу. И вы не должны завершать ритуал, пока все присутствующие не разделяют между собой чувство общности. Конечно, это даёт вам большой простор для импровизации. Иногда бывает трудно заполнять пробелы, поскольку не существует никаких руководящих принципов для того, что подходит, а что нет. В целом, намного проще, когда ритуальный священник просто читает что-то из книги, но тогда обряд не будет иметь такого прямого и личного воздействия, какое может иметь живой ритуал. С книгой или с заранее заученным ритуалом вы избегаете опасности сделать что-то неправильно. Но когда начинают говорить от чистого сердца или в запале, все маски, которые мы обычно носим, отбрасываются. Это, прежде всего, является основой живого ритуала. Она позволяет нам быть самими собой в ритуальном пространстве. Нет более красивых слов, чем те слова, что сказаны от чистого сердца. Существует не одна книга о ритуалах. Но это всё сырой материал. Ниже вы найдёте некоторые вопросы, которые помогут вам спроектировать живой ритуал самостоятельно. Они не обязательно будут охватывать всё, но они должны заставить вас думать о том, как планировать ритуал и помогут вспомнить о том, какие моменты могли быть упущены.
Какова цель ритуала?
Люди проводят ритуал, собираясь вместе, чтобы отпраздновать разного рода вещи. Как правило, ритуал проводится в честь посвящения. Браки, крестины, похороны, всё это тоже обряды. Они знаменуют переход от одного состояния к другому. Обряды посвящения от одного уровня к другому - такие же обряды. Другая цель у ритуалов, которые проводят в честь какого-либо события. Возможно, ваша группа может собираться раз в год в честь основания сообщества. К этому относятся и поминки. Сезонные обряды проводятся в память какого-либо события. Рождество отмечается в день рождения Христа. День Независимости отмечается в честь «рождения» Соединённых Штатов. Если ритуал не предназначен для особого обряда или в память о событии, то это, вероятно, просто традиционный для сообщества ритуал. Такие ритуалы не менее важны, чем те два типа ритуалов, описанных выше. В некоторых отношениях, они даже гораздо более важны, потому что помогают создать чувство единства и общей цели, держащей группу вместе. Очень свободная версия такого ритуала – это ритуал ежегодного воссоединения семьи. Люди встречаются вместе и отмечают свою связь, как семьи. Все едят традиционные для этого случая блюда и играют в игры. Никто и не называет это ритуалом, но это не делает его менее важным и значительным. Традиционные ритуалы играют в первую очередь важную роль лично для вас.
Какой смысл ритуал должен носить для всех собравшихся?
Что вы хотите, чтобы люди чувствовали, уходя с этого ритуала? Учитывая, что священное действо усиливает эмоциональный уровень, нужно определять, какие эмоции вы хотели бы вызвать в людях. Является ли ритуал частью праздника или он предназначен для ритуального очищения, где все серьёзно пересматривают свою жизнь и определяют, что нужно отпустить от себя. Если это ритуал прощания, то он будет включать более одной сильной эмоции, как и на похоронах, когда близкие прощаются с умершим. Эмоциональное содержание ритуала очень важно, поэтому вы должны быть готовы к сильным реакциям. Нередко даже праздничный ритуал может тронуть людей до слёз. Ваша ответственность состоит в том, чтобы убедиться, что язык и характер обряда достаточно спокойны. К концу обряда должно произойти эмоциональное закрытие для каждого, чтобы участники могли уйти с позитивным настроением. Катарсис обладает властью и является преобразующим инструментом, но только потому, что человек, переживая это, чувствует себя очищенным в конце.
Кто будет участвовать в управлении ритуалом?
Кто должен играть главные роли в ритуале? Кто будет главным ведущим священником и каковы его слабые и сильные стороны? Есть ли у него харизма и потянет ли он ритуал? Это важно знать, особенно тогда, когда это мощный эмоциональный ритуал. Некоторые традиционные ритуалы довольно легки, и ни на кого не окажет негативного влияния, если священник будет вести себя беззаботно. Но священник, который не может поддерживать торжественность и уважение, необходимые для более серьёзного ритуала, такого, например, как похороны, может, в самом деле, испортить ритуал. Обряд имеет мощное влияние на людей, участвующих в нём, и краеугольным камнем этой власти является священник. Если священник оказался слабым, то, независимо от того, какие усилия вкладывают в него другие участники, ритуал может рассыпаться.
Для кого можно открывать таинство ритуала?
Тщательно проанализируйте это. Некоторые ритуалы не могут быть открыты для общественности. Некоторые ритуалы настолько личные, что в них может участвовать только священник и очень близкие друзья. Существует определённый уровень доверия, достигнув которого, участник может быть допущен на ритуал. Если при проведении ритуала присутствует хотя бы один человек, который разрушает доверие, ритуал теряет смысл.
Уважение тоже является очень важной составляющей для отбора участвующих в ритуале. На некоторые ритуалы, такие как празднование рождения сообщества, могут быть допущены дети и лица на любом уровне посвящения. Но другие ритуалы открыты только для людей с более глубокими убеждениями и идеями. Эти идеи и верования имеют большое значение для людей, отмечающих их ритуалами. Люди, не понимающие святости этих убеждений, просто не могут выказать должное к ним уважение. Это может создать некую эксклюзивность ритуала, но сам смысл заключается именно в значимости некоторых убеждений и таинств. Вы же не хотите подводить неподготовленного человека к тайне тайн, и не потому что это великая тайна веры, а потому что этот человек только начинает путь и, вероятно, даже не поймёт того, что ему хотят показать.
Какие символы вы хотите использовать?
Символы, фразы и стиль языка могут быть очень важны для ритуала. Символы, конечно, должны иметь отношение к группе, чтобы иметь какой-либо смысл. Если группа достаточно хорошо организована и определилась с убеждениями, то она обычно уже имеет ряд установленных символов, которые имеют значение для всей общины. Символы имеют дополнительную власть в ритуале, давая всем присутствующим удобный фокус для идей и верований, которые этот символ представляет. Если ритуал проводят Иные (Otherkin), то никому не нужно объяснять смысл септаграммы (Septagram). [Прим. Abyah – Септаграмма – семиконечная звезда, символизирующая единство в некоторых традициях. Каждому лучу соответствует определенная планета солнечной системы, цвет радуги, день недели и музыкальная нота. Лучи обозначают единство космоса и земли.] Вся группа понимает смысл символа, и именно часть этого понимания определяет общество, как группу. Септаграмма подобна христианскому кресту, который служит представлением общих убеждений для верующих.
Когда группа развивает свои собственные чувства, определённые фразы, слова, язык, это тоже становится частью ее идентичности. Проектируя ритуал для определённой группы, вы должны быть знакомы с ним и понимать, что он означает. Если есть конкретные молитвы или стандартные фразы типа «да будет так», которые имеют большое значение для всех присутствующих, то они должны быть использованы в обряде. Многое из этого на самом деле является частью уникальной идентичности группы, но основная идея состоит в том, чтобы вы не говорили «Аминь» в викканских молитвах, ожидая, что все участники будут в унисон повторять это. Значение словам придаёт само сообщество, и чем меньше сообщество будет придавать значение каким-то словам, тем меньшее воздействие они окажут.
Какие инструменты вы хотите использовать?
Это опять-таки зависит от верований и символов, используемых в сообществе. Какие-то инструменты обычно используются членами сообщества, разграничивая священное таинство от мирской жизни. Например, даже те, кто не находится в рамках какого-либо сообщества, как правило, зажигает свечи, когда медитирует. Свечи следует зажигать, чтобы они горели в течение ритуала. Члены сообщества, как правило, используют благовония, чтобы очистить священное пространство. Ладан должен также использоваться, как часть ритуала.
Некоторые сообщества активно используют различные инструменты, и они имеют такое же значение и влияние в качестве основных религиозных символов группы. Есть такие общие ритуалы, как винопитие, и это очень символический ритуал, который встречается в обрядах иудаизма, христианства и даже Викки. Некоторые инструменты, такие как палочка Викки или компас масонства, могут являться символами сами по себе. Это реальные объекты, которые могут быть использованы физически и символически в ходе ритуала. Они имеют глубокий смысл для участников.
Если вы используете ритуальные инструменты, вы, конечно, должны понимать, что они значат. Инструменты имеют значение, поскольку они представляют собой нечто особое, и представление должно быть соответствующим контексту ритуала. Вы не будете заставлять кого-то перепрыгивать через метлу при обряде крещения. Это имеет смысл только для проведения свадеб, если по какой-то причине в вашей группе полностью проработан смысл этого инструмента.
Некоторые группы предпочитают работать без каких-либо ритуальных инструментов, но, как упоминалось выше, такие атрибуты, как свечи и ладан можно встретить почти в каждой религии во всём мире. Вы должны тщательно изучить содержание ритуала и значение определённых действий. Если определённый физический объект поможет укрепить смысл, дополняя содержание и действие, то введите его в обряд. Постарайтесь не увязнуть в инструментах. Если инструменты не используются должным образом, они могут отвлекать. Слишком много инструментов в ритуале, как правило, делает цель неясной.
Как вы хотите, чтобы люди чувствовали себя, когда вы заканчиваете ритуал?
Это приходит вместе с эмоциональным содержанием, которое охватывает весь ритуал, но также влияет и на то, чего вы хотите достичь с завершением ритуала. Как уже говорилось, когда всё сделано правильно, живой ритуал вызывает очень сильный эмоциональный отклик у участников. Вы должны выяснить, какую реакцию вызовет ритуал у людей и как повлияет на их жизнь. Вы действительно должны понять психологию своей группы, чтобы ответить на этот вопрос. Вы должны знать, в каком эмоциональном освобождении они могут нуждаться и до какого уровня они могут дойти совершенно спокойно. Вы должны быть в состоянии судить, как всё должно проходить и в состоянии объединить это в одно осмысленное целое. В целом, опыт ритуала, из-за своей глубокой психологической, духовной и эмоциональной составляющих, влияет на вас и всех участников обряда.
Чтобы настроиться на серьёзный лад, вы всегда должны учитывать, что вы пытаетесь достичь нового уровня мудрости и зрелости. Ритуалы предназначены для того, чтобы улучшать жизни людей. Ритуал показывает участникам новые стороны самих себя, помогает им освобождаться от старого способа бытия и даёт им ощутимый преобразующий опыт, который они будут держать в себе, возвращаясь к повседневной жизни. Это может показаться трудной для выполнения задачей, но я видела, как это делается. Я делаю это сама. И, в конце концов, нет ничего более полезного, чем чувствовать то воздействие, которое вы оказали на всех, направляя его через глубоко осмысленное переживание. Это достижение, которое стоит всех забот и усилий, и, возможно, вам придётся даже терпеть страх перед сценой, если вы планируете воплотить в реальность что-то действительно настоящее.
Автор: Michelle Belanger.
Источник: kheperu.org
Перевод: Николь.
Редактирование: Abyah.
(собственность vampirecommunity.ru)
[Наверх]